воскресенье, 6 мая 2012 г.

Шумомузыка vs. Sound Design


Я нарочито поставил в заголовок поста бессмысленное противопоставление.
Например, звукошум или шумозвук?  Можно поумничать и рассказать, что первично там и тут, и принципиально различить оба понятия. Скажем, звук структурирован, а шум нет.  И в первом случае мы имеем организованное звучание шумов, а во втором – умышленно оставляем естественный хаос шума. Или наоборот?
И если говорить о музыке, то это такой способ организации звуков, который качественно отличает систему от хаоса. В какой-то степени можно считать, что музыкальный звукоряд имеет в нашем мозгу «прошивку», позволяющую выделить гармонию и негативно реагировать на фальшивый  тон. Кто-то когда-то сказал, что музыка есть музыка, если ее можно насвистывать.  Боюсь, что с тех пор границы музыки сильно раздвинулись.
В любом случае,  в качестве средства художественной выразительности мы используем звуки и их сочетания с определенной целью – вызвать подходящие ассоциации. Инструментарий звукорежиссера в последние полстолетия быстро расширялся. Советский композитор-экспериментатор Арсений Авраамов, использовавший в 20-х годах прошлого столетия в качестве музыкальных инструментов искалеченные рояли, фабричные гудки и артиллеристские орудия, и помыслить не мог о таком богатстве арсенала звуков, который доступен теперь даже начинающему саунд-дизайнеру.
Эволюция форм, способов и шаблонов звукового оформления в кино (где, полагаю, прогресс шел наиболее быстро по причине выраженной коммерческой составляющей этого искусства), привела к "воспитанному" восприятию уместных звуковых текстур и музыкальных тембров.  Далеко не всегда правильным фоном будет соответствующий естественный шум. Адекватность тревожной симфонической музыки в саспенсе не вызывает критики, и никто не ищет в кадре музыкантов и не задается вопросом откуда там взялся оркестр. Шумы в саундтреках, как правило, более выраженные, гипертрофированные или даже просто «не те». Это никак не дискредитирует способ достижения цели – создание нужной ассоциации у зрителя/слушателя. Результат – многократно усиленный эффект воздействия на воображение. Он оправдывает любые средства, и понятие реалистичного звукового фона теперь включает в себя любые составляющие, и как ни назови результат саун-дизайна, он либо будет работать на синергию с другим контентом, либо не будет.
Вот пример хорошего саунд-дизайна и нашей воспитанной предвзятости к соответствию звука и картинки. Звуки здесь кажутся совершенно уместными, хотя в середине клипа действие происходит в космосе, где по определению звука нет. Там просто нет среды для существования звуковых волн – атмосферного газа. Однако наш внутренний цензор молчит, так как наше воображение совсем не хочет тишины в этом кадре.




пятница, 20 апреля 2012 г.

Жанровое разнообразие литературы

и цифры, которые, возможно, показывают популярность того-иного направления. Это статистика за 2011 год, количество выпущенных издательствами наименований по жанрам.

суббота, 14 апреля 2012 г.

Шумомузыка




"Для человеческого восприятия, а значит, и для произведения искусства важно одно различие: музыкальный звук обычно беспредметен, прочие звуки конкретны, связаны с тем или иным явлением природы или предметом.
Решая, что нужнее и выгоднее в том или ином эпизоде, шумы или музыка, не надо забывать, что возможен и третий вариант — шумомузыка. Имеется в виду не шумоподражательная музыка и не простое сочетание музыки и шумов. Это новое формообразование, включающее в себя шумы, организованные ритмически, тембрально и тонально. Шумомузыка — это конкретность звучания и эмоциональное обобщение. .."

пятница, 13 апреля 2012 г.

Радиопостановка "Новый мировой порядок"

Респект энтузиастам, сподвижникам, коллегам, камрадам, возраждающим жанр радиопостановки. Любопытный проект студенческой радиостанции Йоркского университета "URY" (http://www.ury.org.uk) URY DRAMA: The New World Order.
Блог URY Speech сообщает подробности проекта, если кому интересно, тут: http://ury-speech.blogspot.com/2012/03/auditions-new-world-order.html
Если вкратце, то действие происходит в мае 1645 в охваченной гражданской войной Англии. Трагедия всего королевства и личная драма одного человека, искавшего потерянную любовь и нашедшего сына, которого никогда не видел...



Ну и Facebook, куда уж без него: http://www.facebook.com/events/404597136224164/
Там можно найти и посмотреть-послушать трейлер.

вторник, 10 апреля 2012 г.

Радиопостановка Андрея Тарковского

Радиопостановка «Полный поворот кругом» по одноимённому рассказу Уильяма Фолкнера



Описание, творческая группа:
Инсценировка — Андрей Тарковский
Режиссёр (радио) — Андрей Тарковский
Исполнители:
Мак-Джиннис, американский лётчик — Лев Дуров
Богарт, американский лётчик — Александр Лазарев
Клод Хоуп, офицер английского флота — Никита Михалков
Джерри — Игорь Охлупин
Ронни, офицер английского флота — Н. Прокофьев
Вестовой — Валентин Печников
Приказчик — Пётр Аржанов
Жан Пьер, мальчик — А. Терёхин
в эпизоде — Михаил Кокшенов.
Год записи: 1965 Длительность: 00h 58min

О средствах выразительности в радиодраме

...Мейерхольд вывел принцип организации эмоциональной среды радиопредставления.
Особая роль в создании этой среды придается совпадению или противопоставлению ритмических основ литературного текста, речи исполнителя и музыки.
Вообще именно ритм – наиболее выразительная составляющая голосовой характеристики персонажа и, как следствие, его индивидуальности. Некоторые исследователи в принципе склоняются к мысли, что «эмоциональный тип» человека более всего выражен ритмом его речи: «короткой волной» говорят разгневанные и возбужденные люди, по характеру резкие и эксцентричные, «длинная волна» свойственна людям медлительным, любящим уют и удобства и т.д. Эти наблюдения оказались очень важны для практиков молодого искусства радио, так как помогли сформировать принципы творчества у микрофона. Обозначились три этапа работы режиссера с актером над «звуковым об разом»: отбор по природным данным (тембр, определение необходимого в роли интонационного диапазона), затем нахождение и, наконец, определение ритма, соответствующего общей интонационной стилистике спектакля. Искусство радио – это искусство интонации.

В результате творческих поисков многих отечественных и зарубежных режиссёров выработались основополагающие принципы и законы
построения художественного текста на радио.
1. Только слово и звук доносят до слушателя внутреннюю жизнь образа. Радио должно проделывать ту же работу, что и театр, имея в своём арсенале меньшее количество выразительных средств.
2. Слушая – видеть. Воображение слушателя работает более энергично, чем воображение зрителя: но ему необходимо помочь, внутренним зрением увидеть передаваемое так же ярко, как это возможно в жизни.
3. Решающую роль в радиоспектакле играет подтекст. Нередко он становится острее и действенней, чем на большой сцене.
4. Диалог для радиотеатра надо писать так же, как для обычного театра. Только лучше! Недаром диалоги классических пьес при переносе на радио, как правило, не требуют никаких пояснений.
5. Радио гибче, чем театр, в воссоздании важных событий настоящего, так как оно в большей степени пользуется принципом монтажности. Здесь более естественна фрагментарность, выхватывающая из события суть и переносящая его в другое время и место, не нарушая при этом ход авторской мысли.
6. Радиоспектаклю свойственны одновременно камерность и эпичность, поэтому ограничивать хронометраж радиопьес (а такая тенденция наблюдается!) неразумно. Выход на широкие жизненные обобщения радиоспектаклю часто бывает необходим.

РАДИОДРАМАТУРГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММ
© 2010 Н.А. Гааг
Воронежский государственный университет
ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, №2Поступила в редакцию 14 сентября 2010 года
Аннотация: В статье исследуются основные принципы и законы создания радиоспектаклей в процессе их исторического развития.
Ключевые слова: радиотеатр, радиодраматургия, звуковые декорации, радиокомпозиция, ритм повествования.